Понедельник, 20.05.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский Голос

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тэги

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Певческий голос

Певческий голос 

 Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Кроме того, голос при пении характеризуется особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим объемом вдыхаемого воздуха.

Различают   голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества  певческого голоса, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества певческого голоса - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество певческого голоса - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет  регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней.Фальцетный Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный  певческий голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

                     Женские голоса:

  • сопрано 
  • меццо – сопрано 
  • контральто 

                                 Мужские голоса:

  •   тенор 
  • баритон
  • бас

Детские голоса подразделяются на сопрано, альт и  дискант - высокий голос в хоре мальчиков.


Высокие женские голоса

Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) – самый высокий из женских оперных голосов. Рабочий диапазон лежит примерно между до первой октавы и до третьей октавы. По характеру звучания различают следующие разновидности женского сопрано: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное, лирико-колоратурное.

Колоратурное  сопрано - самый  высокий  и подвижный женский  голос (диапазон: до первой октавы – фа (соль) третьей  октавы). Голос  очень  хрупкий,  изящный    с   беспредельным  серебряным  верхним   регистром. Легкость  позволяет  исполнять  сложнейшие   рулады,  широкие  скачки,   изящные   мелизмы и невероятно  бравурные  пассажи.

Оперные   партии: Царица   ночи («Волшебная  флейта» В. А. Моцарта),  Кукла («Сказки   Гофмана» Ж. Оффенбаха), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)


Лирико-колоратурное сопрано — голос, по окраске и диа­пазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и под­вижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напо­минает колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и колориту с лирическим сопрано. Диапазон: до первой октавы – ми бемоль (фа) третей октавы.

Оперные партии: ЛючияЛючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джульетта («Ромео и Джульетта Ш. Гуно), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)


Лирическое сопрано - легкий, светлый, серебристый, до­статочно подвижный высокий голос, обычно не отличающий­ся большой силой звука,  кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всем диапазоне. Голос легко идет наверх, лучше всего звучат ноты второй октавы, верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Диапазон: до первой октавы - до, ре третьей октавы.

Оперные  партии: Виолетта  («Травиата» Дж. Верди), Иоланта  («Иоланта» П. И. Чайковского),  Маргарита («Фауст» Ш. Гуно

 

Лирико - драматическое  сопрано - более объемный, очень  выразительный голос насыщенного грудного тембра, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Центральное сопрано по полноте звучания приближается к драматическому, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Диапазон: до первой октавы – до третьей октавы.

Оперные партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) Норма («Норма» В. Беллини),  Аида («Аида» Дж. Верди)

 

 

Драматическое сопрано - сильный, плотный, компакт­ный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоми­нающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Вмес­те с тем по подвижности этот голос не уступает лирическому и иногда лирико-колоратурному сопрано. Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля - си малой октавы – до третьей.

Оперные партии:  Тоска («Тоска» Дж. Пуччини), АбигаильНабукко» Дж. Верди), Турандот  («Турандот» Дж. Пуччини)

 

Низкие женские голоса

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) женский оперный голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля-си второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто. В отличие от сопрано, у которых ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо общего более густого звучания, ноты ниже ре, до первой октавы имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Различают высокое меццо-сопрано по характеру звучания, приближающееся к драматическому сопрано; и низкое меццо-сопрано, приближающееся к контральто. Первое чаще всего лирического характера, второе – драматического.

Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К числу таких ролей относятся Деспина в Cosi fan tutte и Церлина в Don Giovanni. Меццо также часто поют Сантуццу в Cavalleria rusticana, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде». Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано не всегда четко определена.

 

Лирическое меццо - сопрано  - светлый по тембру голос, приближенный к сопрано. Довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. Диапазон:  ля малой октавы -  ля, си второй октавы.

Оперные партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Весна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)

 

Центральное  меццо-сопрано    - крупный, плотный, сильный женский голос. Диапазон: ля малой октавы – си бемоль, си второй октавы.

 Оперные партии: Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского),  Азучена («Трубадур» Дж. Верди), КарменКармен» Ж. Бизе)

 

Колоратурное меццо-сопрано - очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры  и  рулады.

Оперные партии: Изабелла («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Розина («Севильский Цирюльник» Дж. Россини), Золушка («Золушка» Дж. Россини)

Контральто -  самый низкий и редко встречающийся женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Для него типичны фа малой октавы – фа насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устой­чивость и ровность — в среднем и напряженность на верхних тонах. Диапазон: второй октавы.

Оперные партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки),  Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина),  Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского),  Ульрика («Бал маскарад» Дж. Верди)

Высокие мужские голоса

Тенор (итал.Tenore от лат.Teneo – держу) – высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается октавой выше ее действительного звучания. По характеру звучания тенора различаются на лирический, драматический и лирико-драматический. Общий диапазон: до малой – до второй октавы.

 

Лирический тенор (итал. Tenor di grazia) — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами мужской голос, которому свойственны мягкая задушевность тембра, способность к передаче мелодий певучего характера, легкая подвижность. Диапазон: доси, до второй.  У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру. малой октавы -

Оперные партии: Ленский («Евгений   Онегин» П. И. Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини)

 

Драматический тенор (итал.Tenor di forza) — сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой силой звучания на всем диапазоне и выразительным, горячим, ярким тембром. Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных, энергичных героев.

Оперные партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди),  Туриду («Сельская честь» П. Масканьи), Калаф («Турандот» Дж. Пуччини)

 

Лирико-драматический тенор — голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопра­но. Он также имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, од­нако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.

Оперные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина)

 

Несколько особняком в группе теноров стоят характерный тенор и тенор-алътино. Первый обладает своеобразным тем­бром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического. Второй отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звон­костью в верхнем регистре (голос легко и свободно идет до нот ре, ми второй октавы). Этот очень редкий голос без затруднений преодолевает переходные ноты, а верхние ноты у него по звучанию близки к низким женским голосам.

Контр-тенор - очень высокий мужской голос (выше тенора), звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди)

Низкие мужские голоса

Баритон (Baritono (от греч.Barytonos - тяжелый), Bariton, Basse taille, Bas ténor, Concordant)– мужской голос, средний между басом и тенором: он не имеет глубины и полноты первого, высоты и мягкости второго. Смотря по тому, тяготеет ли баритон к верхним или нижним нотам, его называют тенор-баритоном или бас-баритоном. Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, напр., МоцартДон-Жуане) стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев тенор имеет преобладающее значение в опере. Диапазон баритона простирается от ля в большой октаве до фа-диез- ля включительно в первой октаве. Наибльшая сила и яркость звучания появляется в верхней половине диапазона. По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам.

Лирический баритон  - высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля большой - ля первой октавы. Лирический баритон по тембру близок драматическому тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок.

Оперные партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан(«Дон Жуан» В. А. Моцарта), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского).

 

Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону мужской голос.  Отличается более темной окраской, силой и яркостью в центральном и верхнем участ­ках диапазона. В нижнем регистре по характеру звучания приближается к басу.

Оперные партии: Амонасро («Аида» Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди),  Дагон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)

 

Бас (итал.Basso; фр.Basse) - самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой октавы - ре, ми первой октавы).  Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Есть две крупные разновидности: высокий бас, с диапазоном от фа большой октавы до ми-бемоль, фа первой; и низкий бас, от ре большой октавы до доназываемыйбас-профундо (октава). Диапазон его - от contra A или G до G или F в малой октаве. Бас имеет широкий диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах си малой – до первой октавы. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в большой октаве отличаются низким звучанием достаточной силы.

Высокий бас   -  обычно характерный, подвижный ,комический. Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Высокий бас - характерный, подвижный мужской голос.

Оперные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Малатеста («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини)

 

Центральный бас  -  крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий богатейшим грудным  регистром. Одинаково яркий во всех регистрах, ему дос­тупны не только партии с высокой тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа большой октавы.

Оперные партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Филипп («Дон Карлос» Дж. Верди), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина)

Бас-профундо  -   очень низкий, грудной, объемнейший октавистами). Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке. Мужской голос. Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты контроктавы (поэтому таких басов еще называют октавистами). Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Категория: Статьи | Добавил: Oksay (04.02.2011)
Просмотров: 50988 | Теги: постановка голоса, Контральто, Баритон, бас, Тенор, сопрано, Меццщ-сопрано | Рейтинг: 4.1/16
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Слушаем

Разместить

Время


Время жизни сайта