Певческий голос
Понятие
«певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи,
звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться. Они
проявляются на гласных. Кроме того, голос при пении характеризуется особым произвольным
дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также
большим объемом вдыхаемого воздуха.
Различают
голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный
(«поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие
его в целях профессионального использования. Такие качества певческого
голоса, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона,
гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся
природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе
постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения,
исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
Определяющие
качества певческого голоса - красота тембра и способность долго выдерживать
звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то
есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные
голоса. Качество металличности и полётности
определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой
высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от
усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а
также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся
характер голоса.
Важное
качество певческого голоса - его сила. Оперное пение требует сильного
голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового
сопровождения. Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается
ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим
механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В
мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в
верхней.Фальцетный Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. слаб и беден по тембру. В женском голосе
различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и
грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло,
открыто.
Профессиональный
певческий голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём
протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания,
так называемого микста.
Голоса
классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:
Женские голоса:
Мужские
голоса:
Детские голоса подразделяются на
сопрано, альт и дискант - высокий голос в хоре мальчиков.
Высокие женские голоса
Сопрано (итал. soprano
от sopra — над, сверх) – самый высокий
из женских оперных голосов. Рабочий диапазон лежит примерно между до первой октавы и до третьей
октавы. По характеру звучания различают следующие разновидности женского
сопрано: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное,
лирико-колоратурное.
Колоратурное
сопрано - самый высокий и подвижный женский голос
(диапазон: до первой октавы – фа (соль) третьей октавы).
Голос очень хрупкий, изящный с
беспредельным серебряным верхним регистром.
Легкость позволяет исполнять сложнейшие
рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и
невероятно бравурные пассажи.
Оперные
партии: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А.
Моцарта), Кукла («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Снегурочка
(«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
Лирико-колоратурное сопрано — голос, по окраске и
диапазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и подвижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем
регистре, напоминает колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и
колориту с лирическим сопрано. Диапазон: до первой октавы – ми
бемоль (фа) третей октавы.
Оперные
партии: Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти),
Джульетта («Ромео и Джульетта Ш. Гуно), Розина
(«Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лирическое
сопрано - легкий, светлый, серебристый, достаточно
подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука, кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всем диапазоне. Голос
легко идет наверх, лучше всего звучат ноты второй октавы, верхние тоны легко
поддаются изменению силы звука. Диапазон: до первой октавы - до, ре
третьей октавы.
Оперные
партии: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. И.
Чайковского), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Лирико - драматическое сопрано -
более объемный, очень выразительный голос
насыщенного грудного тембра, в котором прекрасно сочетаются мягкость,
кантилена и спинто. Центральное сопрано по полноте звучания приближается к
драматическому, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной
регистр. Диапазон: до первой
октавы – до третьей октавы.
Оперные
партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Норма («Норма» В. Беллини), Аида («Аида» Дж. Верди)
Драматическое
сопрано - сильный, плотный, компактный,
богатый по тембру голос большого диапазона, напоминающий на нижних нотах
меццо-сопрановое звучание. Вместе с тем по подвижности этот голос не уступает
лирическому и иногда лирико-колоратурному сопрано. Драматическое сопрано
отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля - си
малой октавы – до третьей.
Оперные
партии: Тоска («Тоска» Дж. Пуччини), АбигаильНабукко» Дж. Верди),
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини) («
Низкие женские голоса
Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano —
верхний) — женский оперный голос с рабочим
диапазоном от ля малой октавы до ля-си второй
октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто. В отличие от сопрано, у
которых ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах,
помимо общего более густого звучания,
ноты ниже ре, до первой октавы имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Различают
высокое меццо-сопрано по характеру звучания, приближающееся к
драматическому сопрано; и низкое меццо-сопрано,
приближающееся к контральто. Первое чаще всего
лирического характера, второе – драматического.
Некоторые
роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает
ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К числу таких
ролей относятся Деспина в Cosi fan
tutte и Церлина в Don Giovanni. Меццо также часто
поют Сантуццу в Cavalleria rusticana, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде». Эти примеры
показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано не всегда четко
определена.
Лирическое
меццо - сопрано - светлый по тембру голос, приближенный к
сопрано. Довольно подвижный голос, ноты грудного
регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. Диапазон:
ля малой октавы - ля, си второй октавы.
Оперные
партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Весна
(«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
Центральное
меццо-сопрано - крупный, плотный, сильный женский
голос. Диапазон: ля малой октавы – си бемоль, си второй октавы.
Оперные
партии: Любаша («Царская невеста» Н. А.
Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П.
Мусоргского), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Колоратурное
меццо-сопрано - очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и
подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и
рулады.
Оперные
партии: Изабелла («Итальянка в Алжире» Дж. Россини),
Розина («Севильский Цирюльник» Дж. Россини), Золушка («Золушка» Дж. Россини)
Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский
голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Для него
типичны фа малой октавы – фа насыщенный грудной тембр на всем диапазоне,
мощное звучание в нижнем регистре, устойчивость и ровность — в среднем и
напряженность на верхних тонах. Диапазон:
второй октавы.
Оперные
партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки),
Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина),
Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Ульрика
(«Бал маскарад» Дж. Верди)
Высокие мужские
голоса
Тенор
(итал.Tenore от лат.Teneo –
держу) – высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается
октавой выше ее действительного звучания. По характеру звучания тенора
различаются на лирический, драматический и
лирико-драматический. Общий диапазон: до малой – до второй
октавы.
Лирический тенор (итал.
Tenor di grazia) — серебристый, мягкий, очень подвижный с
колоратурами мужской голос, которому свойственны мягкая задушевность тембра,
способность к передаче мелодий певучего характера, легкая подвижность. Диапазон:
доси, до второй. У лирического тенора
наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Нижняя половина
малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру. малой октавы -
Оперные
партии: Ленский («Евгений Онегин» П. И.
Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж.
Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини)
Драматический
тенор (итал.Tenor di forza)
— сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой
силой звучания на всем диапазоне и выразительным, горячим, ярким тембром.
Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных,
энергичных героев.
Оперные
партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Туриду
(«Сельская честь» П. Масканьи), Калаф («Турандот» Дж.
Пуччини)
Лирико-драматический
тенор — голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора.
По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопрано. Он также
имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный
нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому
голосу.
Оперные
партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А.
П. Бородина)
Несколько особняком в группе
теноров стоят характерный тенор и тенор-алътино.
Первый обладает своеобразным тембром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического.
Второй отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью
в верхнем регистре (голос легко и свободно идет до нот ре, ми второй
октавы). Этот очень редкий голос без затруднений преодолевает переходные ноты,
а верхние ноты у него по звучанию близки к низким женским голосам.
Контр-тенор - очень высокий мужской
голос (выше тенора), звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым
фальцетом. Применяется в старинной барочной музыке. (Гендель, Бах,
Каччини, Монтеверди)
Низкие мужские голоса
Баритон
(Baritono (от греч.Barytonos
- тяжелый), Bariton, Basse taille, Bas ténor,
Concordant)– мужской голос, средний между басом
и тенором: он не имеет
глубины и полноты первого, высоты и мягкости второго. Смотря по тому, тяготеет
ли баритон к верхним или нижним нотам, его называют тенор-баритоном или бас-баритоном.
Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере,
композиторы, как, напр., Моцарт (в Дон-Жуане)
стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в
большинстве случаев тенор
имеет преобладающее значение в опере. Диапазон баритона простирается от ля
в большой октаве до фа-диез-
ля включительно в первой октаве. Наибльшая сила и яркость
звучания появляется в верхней половине диапазона. По характеру звучания
различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по
густоте звучания приближаются к басам.
Лирический
баритон - высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля
большой - ля первой октавы. Лирический баритон по тембру близок
драматическому тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок.
Оперные
партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан(«Дон Жуан» В. А. Моцарта), Дон Паскуале
(«Дон Паскуале» Г. Доницетти), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского).
Драматический
баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону мужской
голос. Отличается более темной окраской, силой и яркостью в центральном и
верхнем участках диапазона. В нижнем регистре по характеру звучания
приближается к басу.
Оперные
партии: Амонасро («Аида» Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди), Дагон («Самсон и Далила» К.
Сен-Санса)
Бас
(итал.Basso; фр.Basse)
- самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой
октавы - ре, ми первой октавы). Отличается большой глубиной
и полнотой звучания. Есть две крупные разновидности: высокий бас, с диапазоном
от фа большой октавы до ми-бемоль, фа первой; и низкий бас, от ре
большой октавы до доназываемыйбас-профундо (октава). Диапазон его - от contra A или G до G или F в малой октаве. Бас имеет широкий
диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах си малой –
до первой октавы. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в
большой октаве отличаются низким звучанием достаточной силы.
Высокий
бас - обычно характерный, подвижный
,комический. Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа
первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса
называют баритональными басами. Высокий бас - характерный, подвижный мужской
голос.
Оперные
партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж.
Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Малатеста («Дон Паскуале» Г.
Доницетти), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини)
Центральный
бас - крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий
богатейшим грудным регистром. Одинаково яркий во
всех регистрах, ему доступны не только партии с высокой тесситурой, но и
низкие ноты, вплоть до фа большой октавы.
Оперные
партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П.
Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Филипп («Дон Карлос» Дж.
Верди), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак
(«Князь Игорь» А. П. Бородина)
Бас-профундо - очень
низкий, грудной, объемнейший октавистами).
Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в
церковно-хоровой музыке. Мужской голос.
Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты
контроктавы (поэтому таких басов еще называют октавистами).
Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в
церковно-хоровой музыке.